Знакомство с казачеством

Многие страницы в богатейшем историческом наследии Калужской  земли неразрывно связаны с российским казачеством. Казачество – это уникальная, исторически сложившаяся культурно-этническая общность, сформировавшаяся в Российском государстве. История казачества уходит своими корнями в Древнюю Русь. Само слово «казак», по одной из многочисленных версий, тюркского происхождения, известно с XIV века. Одно из первых упоминаний о слове «казак» содержится в латинско-половецко-персидском словаре, составленном генуэзцами в 1304 г. («Codex Cumanicus»). В половецком языке оно означало "стража", "дозор". Имеется много и других версий, как самого происхождения казачества, так и этимологии слова «казак» («вольный человек», «изгнанник», и даже «разбойник» и др.). В независимости от различных версий перевода и происхождения слова имеются бесспорные атрибуты, которые составляли основу характеристик казаков, как части населения России. Казак, на протяжении веков в русском народе ассоциировался с воином (воинским сословием), и второй не менее важной характеристикой является тот факт, что по своему статусу он является вольным человеком.
Эти важные характеристики закреплены в многочисленных словарях и энциклопедиях, в которых содержится следующее определение понятия казбки - представители сложной социальной группы, которая сложилась на окраинах русского государства в XV-XVII вв., позже превратившаяся в особое военное сословие.
История казачества, несмотря на значительный пласт опубликованной литературы, изучена крайне слабо, особенно древнейшая, и представляет собой широкое поле деятельности для современных исследователей. 
Уникальным является не только факт происхождения казачества, но и сам процесс формирования казачьих общин в особую социальную группу. Долгим и нелинейным был путь от возникновения на окраинах древнерусского государства военных казачьих общин, до формирования войсковых обществ и далее до государственно-правового оформления особого воинского сословия.  Также уникальной являлась и государственная политика Российского государства в отношении казачества. Данная политика прошла несколько логично вытекающих друг из друга этапов. Проще говоря, российское государство сумело превратить казаков из источника постоянной угрозы и неповиновения в уникальное воинское сословие, ставшее в XIX веке верной опорой государственной власти.
В историю нашего государства казачество вошло в первую очередь как уникальная военная сила, которая могла решать не только сложные и специфические военные задачи, но и несла охрану границы, да к тому же в мирное время находилось на полном самообеспечении. Вряд ли в истории других народов Европы и Азии можно встретить подобное воинское сословие. Начиная со Смутного времени в истории России не было ни одной войны, в которой бы казаки не принимали участие.
Известны восторженные высказывания о казаках, как об умелых воинах, многих великих полководцев. Так генералиссимус А.В. Суворов говорил, что «Казаки – глаза и уши нашей армии». Французскому императору Наполеону принадлежит крылатая фраза: "Дайте мне одних казаков, и я пройду с ними всю Европу". В этих словах нескрываемое восхищение казаками, высокая оценка их воинских качеств. Заслуживает внимание высказывание о казаках М.И. Кутузова, который после изгнания неприятеля за пределы России отметил «Почтение мое к войску Донскому и благодарность к подвигам… пребудет в сердце моем… Сие чувствование завещаю я потомству моему».
Уникальными вооруженными формированиями казачество делало не только особая военная подготовка, но и особые принципы и традиции организации казачьих войск. Многие военные казачьи традиции противоречат стандартному пониманию военной дисциплины и службы. Например, казачьи командиры  позволял «старикам» не только сдерживать и поправлять себя, но иногда по их требованию отменял приказание. Часто в бою командир только указывал цель полку, «предоставляя способ действования самим казакам», а сам «рубил и колол наравне с казаками». В отличие от всех войск мира казаки не только обсуждали приказы командиров, но, не обсудив их в кругу и не выбрав лучший способ действий, они их могли и не выполнить. И это не смущало казаков-командиров, с детства впитавших принципы военной демократии и обычаи, восходящие к родоплеменному строю.
В казачьих войсках отсутствовала разницы между казаками и офицерами. Всякий мог дослужиться до офицера. Казаки самостоятельно формировали свои полки и избирали атаманов.  Вплоть до начала позиционных войн в начале  XX  века у казаков были очень незначительные потери в боях, поскольку воевали они рядом со своими станичниками: зачастую дед, отец и внуки в одном строю.
Кроме  мощной военной силы казачество являлось и эффективным инструментом решения глобальных государственных задач. Достаточно только упомянуть роль казаков в освоении Сибири, Дальнего Востока. Всем известны имена Семена Дежнева, Ерофея Хабарова, Ермака Тимофеевича. Имена этих и многих других казаков зафиксированы в географических названиях и населенных пунктах азиатской части России. Они не просто расширяли территорию российского государства, они выполняли не менее значимую миссию русификации этих земель. В данной связи можно привести высказывания известных личностей. Приведу лишь наиболее известное из высказываний Льва Толстого: «...Вся история России сделана казаками. Недаром нас зовут европейцы казаками. Народ (очевидно, что имеется ввиду русский народ. — Н. Л.) казаками желает быть».
Безусловно, казачьими центрами нашей страны являются территории, относящиеся исторически к казачьим войскам, расположенные на южных и восточных рубежах России. Но и в истории центральных, великорусских губерний (областях) казаки оставили яркий след. В основном это связано с многочисленными боестолкновениями и войнами, которые вела наша страна, отстаивая свою свободу и независимость. В представленной работе обобщен исторический материал о службе и подвиге российских казаков на Калужской земле с XIV-XV вв. по настоящее время.
История развития и вклад казачества в защиту Отечества на Калужской земле. Военные традиции казачества