Появление казаков на территории современной Калужской области связано с эпохой
завершения золотоордынского владычества на Руси. Именно тогда границы Российского
централизованного государства на южных рубежах от Москвы простерлись до рек Оки и Угры.
Именно эти водные рубежи стали естественными препятствиями, прикрывавшими путь к
Москве со стороны недружественных соседей – польско-литовского государства и ногайско-
крымских орд. Со временем в великорусском народе гидросистема, образуемая реками Ока и
Угра, получила название – «пояс Богородицы», защищавшая и охранявшая нашу страну от
многочисленных набегов. Борьба за свержение монгольского ига была кровопролитной и
растянулась на многие десятилетия. В двухстах километрах от Калуги расположено Куликово
поле, где 8 сентября 1380 г. московская рать под командованием Дмитрия Ивановича, позже
получившего прозвище Донского, разбило войско монгольского темника Мамая.
В этом, одном из крупнейших сражений средневековья, согласно отдельным
источникам, на стороне московского войска приняли участие и казаки. Основная их часть
сражалась в составе засадного полка, сыгравшего ключевую роль в разгроме войска Мамая. По
некоторым данным, командир Засадного полка воевода Боброк Волынский был атаманом
днепровских казаков (черкас) и перешёл на службу к московскому князю Дмитрию со своей
казачьей дружиной из-за раздоров с Мамаем. Сохранилось предание, что после победы в 1380-м
году именно донские казаки из городка Сиротин, что на Дону, преподнесли Дмитрию Донскому
икону Богоматери, ставшей одной из главных святынь Русской Православной Церкви.
Озвученные свидетельства имеют принципиальное значение для истории развития
взаимоотношений казачества и московской Руси. Во-первых, каким бы не было истинное
происхождение казачества (на фоне многочисленных версий) в Куликовской битве, встав на
сторону Дмитрия Донского, оно сделало свой исторический выбор, и вся его дальнейшая судьба
была связана со служением России (Руси). Во-вторых, дарение иконы московскому князю
свидетельствует и о духовно-нравственных ориентирах казаков, развивавшихся в лоне
православия. Все последующие, более чем шесть столетий, казачество развивается именно в
русле этих двух основных составляющих сущности российского казачества. Конечно, имеются
исключения. Например, наряду со службой, казаки являлись важной движущей силой народных
волнений XVII-XVIII, эпицентром всех четырех крестьянских войн, произошедших в
отечественной истории (под предводительством (И. Болотникова, С. Разина, К. Булавина, Е.
Пугачева) были казачьи регионы. Отдельные объединения южнорусских казаков стремились
сохранить «независимость», или даже находились в непродолжительных союзах с враждебными
России государствами. Одновременно к казачьему сословию причислялись и представителей
отдельных, явно не православных народов - татар, башкир, калмыков и пр. Но эти факты,
кардинально не меняют выше озвученного вектора развития казачества в целом.