Создание Приокско-Донского казачьего округа

В октябре 1992 года казаки Калуги, Обнинска, Козельского, Боровского, Малоярославецкого, Юхновского, Дзержинского,
Мещовского и Медынского районов собрались в малом зале Калужского народного дома, чтобы провести учредительный и
объединительный Круг по созданию Калужского областного казачьего союза. Его атаманом был избран Всеволод Эпов, кошевым
атаманом (заместитель по экономике) – Вадим Данилин, товарищем атамана (первый заместитель) – Игорь Фадеев. В том же
октябре правление Калужского областного казачьего союза установило связь с Тульским землячеством казаков и Союзом
рязанских казаков. В декабре 1992 года в Обнинске состоялась встреча инициативных групп казаков трёх областей по созданию
Приокско-Донского казачьего округа, то есть объединения казаков, проживающих в бассейне Оки и Дона, который берёт своё
начало близ Новомосковска Тульской области. На том первом сходе калужских, тульских и рязанских казаков также было
решено общими силами организовать охрану монастыря Введенской Оптиной пустыни на все главные православные праздники.
Первое такое трёхдневное дежурство в монастыре состоялось в январе 1993 года. Позднее охрана казаками монастыря
Введенской Оптиной пустыни на Рождество Христово и Пасху стали традиционными. Стало также традицией и проведение
военно-полевых сборов в селе Тарутино Жуковского района, на месте сражения 1812 года и на Куликовом поле в Тульской
области. А первые такие выходы состоялись в 1993 году.
Казаки трёх областей начали готовиться к учредительному Кругу Приокско-Донского казачьего округа, который было решено
провести на истоке Дона, в Новомосковске. Правда, с истоком Дона вышла неувязка. Исторически Дон вытекал из Иван-озера,
расположенного вблизи Новомосковска, бывшего Сталиногорска. Неслучайно, в своих старинных песнях казаки именуют свою
реку «Дон Иванович», подчёркивая, что вытекает он из Иван-озера. Как вспоминали новомосковские старожилы, в 1945-1947
годах во время строительства Сталиногорского химического комбината на гигантский объект были присланы заключённые
ГУЛАГа, в том числе и осуждённые казаки, служившие в германском корпусе фон Панвица. Командование НКВД в качестве
особого морального наказания для
казаков-коллаборационистов придумало их же руками
зарыть главную казачью святыню (исток Дона) и построить
на его месте узкоколейную железную дорогу к
химкомбинату. На месте истока Дона из Иван-озера была
сооружена большая насыпь, наверху которой и была
проложена узкоколейка. Теперь эта железнодорожная
ветка давно заброшена, а её шпалы частично разобраны.
Но Дон, несмотря на рукотворную преграду, всё равно
пробился многочисленными ключами под узкоколейкой,
из-за чего вся обширная территория на месте бывшего
истока близ Иван-озера оказалась заболоченной. Более
того, в самом Новомосковске после засыпки истока Дона
ключи стали пробиваться во многих местах. На месте символического истока Дона в городском парке и был сооружён
символический скульптурный комплекс. Только мало кто знает, что символический исток сделан искусственно и подключён к
системе центрального водопровода Новомосковска.
Учредительный Круг Приокско-Донского округа было решено проводить близ исторического истока Дона, рядом с деревней
Иван-озеро и разрушенным в советские годы храмом Иоанна Предтечи, который по преданиям был поставлен на средства
казаков. В течение трёх дней, с 25 по 27 июня включительно, казаки трёх областей в количестве около двухсот человек выборных
делегатов оборудовали палаточный лагерь с полевой кухней, походным алтарём и штабом. В лагере были налажены караульная
служба, наряды по кухне и уборке территории. На флагштоке был поднят российский триколор. Подъём и отбой
сопровождались общим построением и чтением молитвы. В первый же день казаки очистили развалины храма и при поддержке
священника из Новомосковска отца Лавра провели в одном из наиболее сохранившихся пределов молебен. Там же, у развалин
храма казаки установили символический крест.
В качестве наблюдателей (без права голоса на Круге) в походно-полевых сборах на Иван-озере также принимали участие казаки
из Липецкой области. Рано утром 26 июня в казачий лагерь прибыл председатель Совета атаманов казачьих войск России и
Зарубежья, атаман Всевеликого войска Донского Василий Иванович Каледин. По его приказу, 26 июня в 10 часов утра
одновременно должны быть подняты флаги цвета донского триколора (сине-жёлто-красный) на истоке и в устье Дона (г. Азов).
Казаки парадной колонной прошли по Новомосковску к городскому парку и выстроились у символического скульптурного
комплекса «Исток Дона». Там на флагштоке был поднят донской флаг. Там же состоялось выступление новомосковского
ансамбля казачьей песни «Истоки Дона». Затем казаки вернулись на Иван-озеро, где и прошёл первый учредительный Круг
Приокско-Донского казачьего округа. В соответствии с его решением, округ получал статус «отдельного», то есть не
приписанного ни к каким казачьим войскам, так как территориально не граничил ни с одним из них.
В конце июля 1993 года отдельный Приокско-Донской казачий округ вошёл в число учредителей Союза казачьих войск России и
Зарубежья на первом Большом Круге СКВРЗ в Москве. Верховным атаманом СКВРЗ был избран Виктор Ратиев. В декабре 1993
года во время первых в современной России выборов в Государственную Думу, в них принимали участие и казаки. По
Дзержинскому одномандатному округу Калужской области от избирательного блока «Движение демократических реформ»
кандидатом в депутаты был зарегистрирован Вадим Данилин, кошевой атаман отдельного Приокско-Донского казачьего округа.
И, хотя, для избрания депутатом ему тогда не хватило многих голосов, но само участие казаков в этих выборах было для них
бесценным опытом и возможностью заявить о себе на высоком общественно-политическом уровне.
Особенностью первых казачьих организаций, возникших в центральной России, являлся тот факт, что они были не однородны. В
них входили потомки различных казачьих войск, существовавших в дореволюционной России. Например, среди калужских
казаков были донцы, кубанцы, уральцы, амурцы, оренбуржцы, уссурийцы, терцы, астраханцы, забайкальцы. Каждый считал
себя потомком именно своего войска и хотел носить его традиционную форму. Например, амурские, уссурийские, астраханские
и забайкальские казаки носили жёлтые лампасы. Алые лампасы носили донцы и сибирцы, голубые были у оренбуржцев,
малиновые – у уральцев и семиреченцев. Кроме того, мундиры также отличались по цвету и покрою. А у кубанцев и терцев вовсе
традиционная форма была кавказского образца (черкески, бешметы, бурки). Когда члены одной казачьей организации выходили
в столь разномастной форме, у наблюдавших за этим людей на лицах появлялись улыбки или выражение недоумения. Также
вопросы войсковой приписки продолжали вызывать самые многочисленные споры в казачьей среде: каждый отстаивал традиции
и уклад своего войска.
Когда в 1993 году был создан отдельный Приокско-Донской казачий округ, то он был зарегистрирован, как межрегиональное
общественное объединение казаков, не входящее ни в какое войсковое общество. За основу в округе приняли донскую форму, но с
некоторыми незначительными отличиями. Становилось очевидным, что назрела необходимость создания единой казачьей
войсковой структуры центральной России, тем более, что в ее 18-ти регионах потомков казаков в девяностые годы проживало
больше, чем на Дону и Кубани вместе взятых.
В начале 1994 года в Москве образовалась инициативная группа под руководством потомственного донского казака Бориса
Игнатьева. Эта группа стремилась объединить всех казаков, проживавших в центральной России в единую войсковую
организацию. То есть, речь шла о создании нового казачьего войска, что встречало сопротивление и непонимание со стороны
почти всех атаманов традиционных казачьих войск России, которые не хотели видеть в России ещё одно крупное казачье
объединение. Каждый войсковой атаман желал приписать казаков центральной России к своему войску. Но практика показала,
что, даже будучи приписанными к тому или иному традиционному войску, казаки центральной России в результате оказывались
предоставлены сами себе, до них, по большому счету, никому на Дону, Кубани, а уж тем более – Сибири, не было дело.
Правление отдельного Приокско-Донского округа связалось с инициативной группой Бориса Игнатьева и осенью 1994 года в
Москве состоялась первая встреча атаманов нескольких областей центральной России по подготовке учредительного Круга
Центрального казачьего войска. Круг решено было провести на Иван-озере в декабре. Основные заботы по его подготовке легли
на тульских казаков, как хозяев.
На Учредительный Круг Центрального казачьего войска прибыли делегации из Калужской, Московской, Тульской, Рязанской,
Липецкой и Курской областей. В качестве наблюдателей прибыли по нескольку атаманов из Смоленской и Брянской областей.
Всего делегатов было 94 человека. Делегаты одобрили устав ЦКВ, внесли в него необходимые изменения и дополнения. По
атаманам основных кандидатур было две: Борис Игнатьев и Всеволод Эпов. Последний снял свою кандидатуру в пользу Бориса
Игнатьева, который и был избран первым атаманом ЦКВ практически единогласно.
В январе 1995 года в Калуге состоялся Круг по созданию областного отдела ЦКВ. Его атаманом был избран Валерий Маленко,
который через несколько месяцев передал свои полномочия Николаю Гринякину, потомственному кубанскому казаку, мастеру
спорта СССР. Николай Григорьевич долгие годы работал в системе Министерства путей сообщения, занимал высокие
руководящие посты, в последнее время трудился в должности заместителя генерального директора Калужского
радио-лампового завода. С личностью Николая Гринякина связаны почти 15 лет деятельности Калужского отдела ЦКВ, его
становление и укрепление, получение авторитета в обществе. Именно благодаря усилиям Николая Гринякина во многом удалось
преодолеть раскол в казачьей среде, помочь создать первые казачьи кадетские классы и ансамбль казачьей песни, дружины по
охране общественного порядка, установить сотрудничество с отдельным кавалерийским полком в Алабине, где служили
казаки-призывники из Калужского региона. В совете атаманов ЦКВ авторитет Николая Григорьевича был неоспорим. Прежде,
чем вынести окончательное решение, войсковой атаман Борис Игнатьев обязательно советовался с Гринякиным.
Можно вспомнить один важный эпизод в деятельности Калужского отдела ЦКВ под руководством Николая Гринякина. Дело
было 4 июня 1999 года, накануне 200-летнего юбилея А.С. Пушкина и в день открытия музея-усадьбы Гончаровых в посёлке
Полотняный Завод. Казаков прибыло в Полотняный Завод чуть больше восьмидесяти человек. Удивил тот факт, что милиции на
предстоящем празднике было немного: не более двадцати. А желающих попасть на Пушкинский праздник было уже свыше
четырёх тысяч, народ продолжал прибывать. Малочисленные наряды милиции не могли удержать напор толпы, которая
грозила смести все ограждения и прорваться на территорию музея-усадьбы ещё до её официального открытия. Тогда Николай
Гринякин отдал приказ о том, чтобы всем казакам встать цепью, обвязать руки друг друга ремнями и удерживать толпу. Так и
было сделано. С большим трудом восемьдесят казаков держали многотысячную толпу. Благодаря этому решению, удалось
избежать давки, в которой могли бы пострадать многие люди. Директор департамента культуры и искусства Юрий Логвинов,
видя, как самоотверженно действовали казаки, подготовил чуть позже благодарственное письмо на имя атамана Гринякина.
Параллельно с Калужским отделом ЦКВ в 90-ые годы в Калужской области действовал Приокский казачий отдел,
возглавляемый атаманом Валерием Ждановым, семиреченским казаком. И, хотя формально, до 1999 года Приокский отдел не
входил в ЦКВ, но Валерий Жданов и Николай Гринякин активно взаимодействовали, их казаки проводили совместные акции.
Например, на первых выборах губернатора области в 1996 году казаки двух организаций помогали следить за порядком на
избирательных участках, активно участвовали в избирательной кампании. А в 1999 году Николай Гринякин и Валерий Жданов
подписали соглашение о вхождении в единую организацию в составе ЦКВ. Чуть позже это решение было утверждено казаками
на общем Круге.
Заканчивался противоречивый и во многом трагический для российского государства XX век. Казачество на Калужской земле за
это столетие пережило несколько этапов – от забвения до проявления воинской доблести в годы войны и, в конечном итоге,
возрождения казачества в регионе.
История развития и вклад казачества в защиту Отечества на Калужской земле. Военные традиции казачества