Появление казаков в Калужской области

Появление казаков на территории современной Калужской области связано с эпохой завершения золотоордынского владычества
на Руси. Именно тогда границы Российского централизованного государства на южных рубежах от Москвы простерлись до рек
Оки и Угры. Именно эти водные рубежи стали естественными препятствиями, прикрывавшими путь к Москве со стороны
недружественных соседей – польско-литовского государства и ногайско-крымских орд. Со временем в великорусском народе
гидросистема, образуемая реками Ока и Угра, получила название – «пояс Богородицы», защищавшая и охранявшая нашу
страну от многочисленных набегов.
Борьба за свержение монгольского ига была кровопролитной и
растянулась на многие десятилетия. В двухстах километрах от
Калуги расположено Куликово поле, где 8 сентября 1380 г.
московская рать под командованием Дмитрия Ивановича, позже
получившего прозвище Донского, разбило войско монгольского
темника Мамая. В этом, одном из крупнейших сражений
средневековья, согласно отдельным источникам, на стороне
московского войска приняли участие и казаки. Основная их часть
сражалась в составе засадного полка, сыгравшего ключевую роль в
разгроме войска Мамая. По некоторым данным, командир
Засадного полка воевода Боброк Волынский был атаманом
днепровских казаков (черкас) и перешёл на службу к московскому
князю Дмитрию со своей казачьей дружиной из-за раздоров с Мамаем. Сохранилось предание, что после победы в 1380-м году
именно донские казаки из городка Сиротин, что на Дону, преподнесли Дмитрию Донскому икону Богоматери, ставшей одной из
главных святынь Русской Православной Церкви. Озвученные свидетельства имеют принципиальное значение для истории
развития взаимоотношений казачества и московской Руси. Во-первых, каким бы не было истинное происхождение казачества (на
фоне многочисленных версий) в Куликовской битве, встав на сторону Дмитрия Донского, оно сделало свой исторический выбор,
и вся его дальнейшая судьба была связана со служением России (Руси). Во-вторых, дарение иконы московскому князю
свидетельствует и о духовно-нравственных ориентирах казаков, развивавшихся в лоне православия. Все последующие, более чем
шесть столетий, казачество развивается именно в русле этих двух основных составляющих сущности российского казачества.
Конечно, имеются исключения. Например, наряду со службой, казаки являлись важной движущей силой народных волнений
XVII-XVIII, эпицентром всех четырех крестьянских войн, произошедших в отечественной истории (под предводительством (И.
Болотникова, С. Разина, К. Булавина, Е. Пугачева) были казачьи регионы. Отдельные объединения южнорусских казаков
стремились сохранить «независимость», или даже находились в непродолжительных союзах с враждебными России
государствами. Одновременно к казачьему сословию причислялись и представителей отдельных, явно не православных народов -
татар, башкир, калмыков и пр. Но эти факты, кардинально не меняют выше озвученного вектора развития казачества в целом.
Как известно, несмотря на великое историческое и духовное значение, Куликовская битва не положило конец эпохе ордынского
владычества на Руси. Это произойдет спустя ровно столетие именно в границах современной Калужской области. 1480 год –
Великое стояние на реке Угре (часто используется другое наименование
события – «Угорщина»), в ходе которого было свергнуто иго
золотоордынских ханов. Уже в июне 1480 года ордынский хан Ахмат
послал передовые части к русской границе, проходившей по Оке и Угре.
Осенью подошли основные силы хана. В течении нескольких недель Ахмат
рейдировал вдоль укрепленных русских берегов в поисках слабых мест в
обороне. Предпринимал отдельные попытки форсировать Угру (ее ширина
в районе Калуги 150-200 метров), однако везде его орды встречали упорное
сопротивление русских войск под командованием Великого московского
князя Ивана III. И даже когда в ноябре месяце реку сковал лед, Ахмат так и
не решился на генеральное сражение по прорыву оборонительной линии.
Простояв в общей сложности полгода на Угре, Ахмат со своим войском
отошел от русских границ.
Как уже отмечалось выше, у нас нет подлинных исторических источников, в
которых зафиксирован факт участия казаков в Куликовской битве и в стоянии на Угре, кроме преданий, сказаний и устной
народной памяти. Однако мы с уверенностью можем утверждать, что с крушением Золотой орды начинается документально
подтвержденная история казаков на калужской земле. И связана эта история с особенностями географического положения
калужского края в Российском централизованном государстве. К правлению Ивана III, южная граница российского государства и
Великого княжества литовского (позже Речь Посполитая) проходила по территории современной Калужской области. Под
властью Москвы в XV находились: Калуга, Боровск Козельск, Любутск, Медынь, Перемышль, Таруса, Оболенск, Воротынск,
Серенск, а в начале XVI в. — Серпейск, Мосальск.
У человека, хотя бы в минимальном объеме знакомому с отечественной историей, возникает вполне резонный вопрос, почему
после победы на Куликовом поле (1380 г.) не завершилось господство монгольских ханов над русскими землями, а потребовалось
еще столетие. Ответ на этот вопрос мы находим именно в особенностях истории Калужской и соседних областей. В 1380 г.
разрозненные русские княжества смогли объединиться и дать достойный отпор врагу на Куликовом поле. Однако обеспечить
надежную оборону своих рубежей от частых набегов еще слабая Московская Русь не могла. Чтобы обезопасить свои земли от
набегов, разорения и угона жителей в плен, разумней было платить дань и признавать вассальную зависимость от Орды.
Одновременно, из года в год Москва создавала оборонительные линии, защищающие южные границы. И к 1480 г. такой
оборонительный рубеж был создан. Именно его не смог преодолеть хан Ахмат со своим многотысячным войском.
История развития и вклад казачества в защиту Отечества на Калужской земле. Военные традиции казачества