Казачество в период Гражданской войны не являлось чем-то монолитным. Нельзя сказать, что все казаки поголовно поддержали белых или антибольшевистски настроенных атаманов. Красное казачество тоже существовало.
И сегодня я расскажу историю одного такого «красного казака», участника трех масштабных конфликтов — Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн.
Звали этого донского казака Парамон Самсонович Куркин, он родился в станице Нижне-Чирской 2-го Донского округа, в 1879 году. Потомственный казак, П.С. Куркин обладал независимым характером. Известно упоминание о его ссоре с атаманом, ещё до Первой мировой.
В годы Великой войны наш сегодняшний герой воевал на Румынском фронте, был награжден Георгиевской медалью 4-й степени.
В революционном 1917 году П.С. Куркин вернулся на родной Дон. А там уже постепенно разгоралась Гражданская война, особенно тяжелая для донского казачества. Случаи а-ля «брат пошел на брата, сын — на отца» фиксировались там массово. Да и важный фронт Гражданской на протяжении длительного времени пролегал через донские земли.
Парамон Самсонович Куркин, в отличии от многих других казаков, определился достаточно быстро. Он организовал краснопартизанский отряд (в котором было много его родственников), затем принимал участие в Обороне Царицына. Между прочим, с Парамоном Куркиным лично встречался известный писатель Алексей Николаевич Толстой. В итоге «красный казак» попал на страницы романа «Хлеб», как Парамон Кудров.
В межвоенный период П.С. Куркин был председателем колхоза, затем — возглавлял местный сельсовет.
П.С. Куркин с сослуживцами, годы Великой Отечественной войны.
С первых дней Великой Отечественной войны уже пожилой казак (62 года всё-таки, получал пенсию) вновь рвётся в бой. Парамон Самсонович снова организовал отряд, в который входили бывшие красные партизаны периода Гражданской войны.
«И вскипело мое сердце, наполненное ненавистью к врагу, и я решил тряхнуть стариной, вновь взять в руки клинок и пойти на фронт добровольцем. Не за хорошую же бороду вручил мне орден Красного Знамени сам Клим Ворошилов…» (с) из писем П.С. Куркина.
И ведь «тряхнул», ещё как тряхнул. Парамон Самсонович Куркин получил множество наград (два Ордена Отечественной войны, Орден Красной Звезды, несколько медалей, благодарности от Верховного Главнокомандования), дослужился до звания гвардии майора, а конец войны встретил в Австрии. Его три сына тоже воевали в Красной армии, младший — погиб в 1943 году.
Командир артдивизиона гвардии капитан Михаил Парамонович Куркин и его отец — гвардии капитан Парамон Самсонович Куркин во время случайной встречи под Будапештом, 1944 год.
П.С. Куркин принимал участие в Северо-Кавказской, Ростовской, Донбасской наступательных операциях Красной армии, в Битве за Будапешт. Считался живым носителем казачьих традиций, пользовался непререкаемым авторитетом у кавалеристов, которые называли его «Батей». О нем написал военный корреспондент Константин Михайлович Симонов в своей книге «Разные дни войны».
Ну а после Великой Отечественной Парамон Самсонович Куркин жил в родной станице Нижне-Чирской, был директором Нижне-Чирского филиала Музея обороны Царицына и Сталинграда. Прожил до 1957 года. Вот такая судьба у одного из ярких представителей «красного казачества»…