Казачество РФ в XXI веке

Процесс становления и развития казачества в Российской Федерации  чрезвычайно сложен и, во многом, противоречив. Начиная с 1990-х годов, как федеральные государственные структуры, так и казачьи организации пытаются выработать формы эффективного взаимодействия, главной целью которых является реализация многовековой миссии казачества – служение Отечеству. На этом непростом пути были свои достижения и просчеты, причем допускались они каждой из сторон.
Во второй половине 1990-х годов было создано «Главное управление казачьих войск при Президенте Российской Федерации», введена должность советника по делам казачества при Президенте РФ. Начал работу Совет по делам казачества при Президенте Российской Федерации. К началу нового тысячелетия в России была сформирована значительная законодательная база, регулирующая разнообразные вопросы организации и деятельности казачьих обществ: привлечение казаков к государственной и иной службе, основы экономической деятельности казачества, формирование государственного реестра и др.
Основной проблемой взаимодействия власти и казачества являлось нахождение правильной траектории включения казачества в государственную структуру Российской Федерации и одновременно в гражданское общество. Воссоздание казачества в рамках тех принципов, которые действовали в дореволюционной России, на данный момент просто невозможно.  В основе взаимоотношений Российской империи и казачества был заложен особый социальный статус казачества, как «служилого сословия», со своими правами и обязанностями. Российская конституция не допускает какого-либо сословного деления, и все жители, имеющие на это право, признаются в равной степени гражданами Российской Федерации.
Не простыми были вопросы сочетания государственной службы и исторических элементов казачьего самоуправления, централизация всех казачьих обществ и стремление к самостоятельности и обособленности отдельных казачьих организаций. Не всегда достигался эффективный результат от выделения земель в целевой земельный фонд для предоставления войсковым казачьим обществам. Были и остаются не до конца решенными вопросы по комплектованию представителями казачьих обществ 15 воинских частей Минобороны и 42 пограничных застав погранвойск ФСБ.
С 2000-х годов многие озвученные проблемы и вопросы удалось решить в рамках централизации и разработки государственной стратегии развития казачества. Все эти этапы становления были пройдены и в рамках российских регионов, включая Калужскую область. Все мероприятия федерального и регионального уровней выстраивались в четком соответствии с Концепцией государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, утвержденной Президентом Российской Федерации в 2008 г. Позже основные направления Концепции были детализированы в Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года, утвержденной в 2012 г. С 2012 г. начала свою деятельность политическая партия «Казачья партия Российской Федерации». Сейчас вступила в действие новая Стратегия государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на период 2021–2030 годов.
Правильность выбранной стратегии была наглядно продемонстрирована успешным применением потенциала российского казачества в организации референдума в Республике Крым в 2014 г. Казаки впервые в современной истории России были задействованы по своему прямому назначению в рамках обеспечения государственных интересов России и Республики Крым. Именно в тот период, когда для защиты интересов жителей Крыма от агрессивно настроенного украинского руководства, захватившего власть в стране в ходе незаконного переворота, Россия имела ограниченные возможности в оказании военной помощи и защиты. Причем казаки продемонстрировали значительную мобилизационную готовность, проявленную на фоне полного отсутствия предварительной подготовки и организационной работы. Были продемонстрированы достаточно высокий уровень общей дисциплины, культура обращения с оружием, способность к автономности в действиях и выполнению широкого спектра боевых задач. Казачество заявило о себе как о достаточно серьезной военной силе с определенным потенциалом развития. После «крымской весны» это стало ясно всем. Не являясь по сути государственной структурой, казачество как общественная организация выполнила важную государственную задачу. Несколько тысяч казаков-добровольцев в условиях непростой международной обстановки и ограничений международного права выполнили то, что в западном мире реализуется частными военными компаниями. Но имеется кардинальное отличие – наемники воюют за деньги, казаки – за веру и Россию.
Выводы, сделанные после участия казаков-добровольцев в «крымской весне», еще более укрепили руководство страны в правильности выбранного курса – включение казачества в общественно-государственную структуру страны в качестве элемента общей обороноспособности государства. На этом фоне в 2018-2019 гг. было учреждено Всероссийское казачье общество, которое на данный момент объединяет 12 реестровых казачьих войск. Указом Президента атаманом ВКО назначен казачий генерал Долуда Николай Александрович. С 2020 г. казачья «коробка» во главе со своим атаманом участвует в Параде победы на Красной площади.
На 2020 г. общая численность реестровых казаков России составляет 180 тыс. человек. Наиболее крупными реестровыми войсками являются Кубанское ВКО – 56 тыс. казаков и ВКО «Всевеликое войско Донское» – 36 тыс. казаков. Кроме реестровых войсковых казачьих обществ, на территории России осуществляют свою деятельность общественные казачьи объединения, общая численность которых составляет более 650 тыс. казаков. Всего же, по результатам Всероссийской переписи населения 2010 г., к казачеству причислило себя около 7 млн. граждан нашей страны.
История развития и вклад казачества в защиту Отечества на Калужской земле. Военные традиции казачества